Квалификационный турнир, шахматный клуб «Гамбит», турнир разрядников

Костак Татьяна Ивановна. Уважаемые родители юных шахматистов, эта статья обращена в первую очередь к вам. Еще хотелось бы, чтобы ее прочитали руководство и учителя общеобразовательных школ, но это уже будет зависеть от вас.

В наше время, в период научно-технического прогресса, особое значение приобрела проблема развития аналитических способностей человека. Это обусловлено резким повышением удельного веса умственного труда во всех сферах деятельности.

Изменился и характер умственного труда: значительно увеличился объем информации, которую необходимо переработать, выделить главное и принять самостоятельное решение. А это, в свою очередь, заставляет все в большей степени заменять заучивание фактов изучением методов обобщения и интерпретации огромного фактического материала.

Установлена положительная роль шахмат в подготовке ребенка к решению таких задач. Академик Г.Клаус указывал: «По моему мнению, точное логическое мышление легче тренировать посредством шахматной игры (я имею в виду серьезные партии), нежели использовать для этой цели учебник логики. Известно, что ребенок гораздо охотнее и продуктивнее обучается в процессе игры, чем при ином способе обучения».

Нынешняя школа, я считаю, идет в другом направлении, делая детей знающими, а не думающими. Нововведенное тестирование тому самое яркое подтверждение, вместо сочинений на вступительных экзаменах - заучивание и отгадывание ответов.

А ведь как говаривал Альберт Энштейн: «Фантазия важнее знания».

В шахматах бесперспективны слепые подражания известным образцам и пассивность. Шахматы требуют умения самостоятельно ставить задачи и решать их, то есть учат эксперименту в широком смысле этого понятия.

Ни в какой другой игре нет такой совокупности мыслительных процессов: планирование, расчет вариантов, комбинирование и т.д. На развитие самостоятельности и активности личности в процессе шахматной деятельности указывают Бинэ, Нечаев и другие ученые.

В 1894 году французский психолог Альфред Бинэ, один из изобретателей теста на интеллект, попросил сильных шахматистов описать процесс их мышления в ходе игры. Психолог обнаружил: несмотря на то, что сильные шахматисты способны проанализировать значительно больше возможностей, чем слабые, начиная с определенного уровня мастерства дальнейшего увеличения объема рассматриваемой информации не происходило: шахматные асы анализировали не большее число ходов, а лучшие из возможных.

Поэтому мы, тренеры, утверждаем, что важна не тренировка сама по себе, а «занятия, требующие усилий». Энтузиаст может часами играть в шахматы, но так и не выйдет за пределы любительского уровня. Напомню, что третий чемпион мира по шахматам Хосе Рауль Капабланка и его современники не имели ни компьютеров, ни баз данных по шахматным партиям. Они должны были постигать все самостоятельно, равно как и Бах, Моцарт и Бетховен, и если они уступали сегодняшним профессионалам в технике, то намного превосходили их по силе творческого мышления.

По всей видимости, мотивация оказывается важнее, чем врожденная способность. Именно поэтому в шахматах и других видах спорта, то есть там, где квалификация определяется по результатам соревнований, а не по академическим достижениям, профессионализма стали достигать дети (правда, при условии, что их опекают и поддерживают родители-энтузиасты).

Большинство психологических исследований показывает, что мастерами не рождаются, а становятся.

И тот факт, что из ребенка можно вырастить высококвалифицированного специалиста, ставит новые задачи перед школьным образованием.

 

Татьяна Костак, мастер спорта ФИДЕ, тренер.

Club-Niederlassungen

 

Soziale Netzwerke